МБУК "КРАСНОКАМСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

имени И. И. Морозова"

   

 

 

«Из истории города Краснокамска»

Обновленная постоянная экспозиция открыта к дню рождения города Краснокамска, 7 октября 2017 года. В экспозиции представлены произведения художников Пермского края из коллекции картинной галереи. Идея обновления состоит в том, чтобы «рассказать» историю города и новыми работами показать день сегодняшний. В зале много радости, будничные привычные мотивы преображены яркими интенсивными красками.

В городских пейзажах С. Подреза, Е. Постновой, Т. Колесовой  В. Аникеева воплотилось пронзительное ощущение родины, иногда даже поэтическое и возвышенное представление художника о скромной, неброской красоте, щемящая душу одухотворенность природы.

Художники Прикамья посвятили городу краснокамску много работ. Впечатляет масштабом и достоверностью полотно Заслуженного художника России А. Тумбасова «Строительство Камского бумкомбината».

Красавица река Кама запечатлена в пейзажах М. Гончаренко и А. Лузина. В живописных работах К. Матвиенко и Л. Малышевой мы видим новый город, в котором много света и солнца.                                            

В центре зала экспонируется «Портрет художника Зарубина Николая» – работа пермского скульптора Елены Симановой.

Постоянная экспозиция зала «Из истории города Краснокамска» всегда вызывает живой интерес посетителей, будь то гости города или жители Краснокамска.

     

    

  

 

 

 

«Страницы истории России»

 (из художественной коллекции Краснокамской картинной галереи

им. И. И.Морозова»)

Постоянная экспозиция создана первым директором Краснокамской картинной галереи – Иваном Ивановичем Морозовым. Вот какой ее представил автор:

Картина Петра Оборина «Сказ о Руси» (холст, масло), созданная в 1972 году, – редкая работа пейзажиста и портретиста на фольклорную тему, хотя историей России и Урала он интересовался практически всю жизнь: ездил в экспедиции с археологами, участвовал в создании экспозиций для краеведческого музея. Конечно, «Сказ о Руси» – это не столько летопись событий, сколько метафора героического прошлого. Художник объединяет тему народного горя и народного мужества, представляя зрителю разные лики Руси: кричащий юноша – почти ребенок, женщина с окаменвшим от горя лицом, сказитель в огненного тона плаще, суровые, исполненные скрытой силы воины. Это не только Русь скорбящая, но и Русь, пробуждающаяся для протеста, собирающая силы для подвига.

Это пламенное и в то же время суровое полотно захватывает неподдельным чувством, которое рвется сквозь строгий тон живописного рассказа о далеком прошлом Руси.

Художник рассказывает о событиях ХII века. Русь раздроблена на отдельные княжества, в каждом городе свой князь, своя дружина. Это позволяло кочующим народам – половцам – устраивать набеги на русские княжества: жечь, грабить города, убивать уводить в рабство женщин и детей.

Русские князья со своими дружинами вынуждены были отбиваться от половцев. В 1181 году князь Игорь, княживший в Путивле, решил выступить против половцев. В день выхода дружины из города началось солнечное затмение. Это природное явление изображено в правом верхнем углу картины. Горожане заволновались, увидев в затмении дурную примету. И действительно, поход не удался: дружина была разбита. Князь  Игорь  попал в плен. Эту печальную весть принес в Путивль раненый сокол. Он изображен в нижнем правом углу картины. В центре изображен молодой сильный воин, уже готовый к походу, собирающий под звуки гуслей новую дружину. Слева от него, в слезах, стоит княгиня Ярославна, за ней, убитые горем старики. За гусляром крепкие мужчины и молодой воин олицетворяют новую дружину».

С древней храмовой архитектурой знакомят нас произведения А. П. Атаманова «Колокольня» (оргалит, масло) из Соликамска и А. В. Фомичева «Переславль-Залесский Данилов монастырь» (холст, масло).

Триптих “Ермак”, “Хан Кучум” и “Падение Кашлыка” (бумага, линогравюра) художника А. Визеля повествуют о походе Ермака в 1580 году и присоединении Сибири к Московскому государству, которое длилось десять лет. События, рассказанные на линогравюре, относят нас в 1531 – 1542 год.  Дружина  казаков (более 540 человек) под  началом атамана Ермака Тимофеевича  была  приглашена  уральскими купцами  Строгановыми для защиты от регулярных нападений со стороны Сибирского  Хана Кучума. Два года Ермак с казаками защищал владения горнозаводчиков Строгановых от татарских набегов. Царская власть нуждалась в полной  безопасности своих восточных владений. В  сентябре 1581 г. дружина казаков под руководством Ермака выступила за  Каменный пояс (Урал) из Нижне-Чусовского городка.

На  стругах (ладьях) вверх по Чусовой и по её притоку реки  Серебряной, до Сибирского волока, разделяющего  бассейны рек Камы и Оби. «На руках» перетащили лодки в р. Жеравлю. И после  зимовки весной 1582 г. казаки  выплыли в Туру.  Были  бои на реках Тобол, Иртыш. Хан Кучум бежал в Ишимские  степи. Казаки  хоть и были  малочисленными (около 1000 человек), но были вооружены ружьями, а не стрелами, как  татары. В октябре 1582 г. Ермак  вступил в покинутый татарами  город Кашлык. По натуре справедливый Ермак, запретил облагать местное население данью. «Бил челом» Ивану Грозному, прося принять Сибирскую землю “под его высокую руку”. Ермак послал гонцов к Строгановым и посла к Царю  атамана Ивана Кольцо.  Иван Грозный  принял посла ласково. Богато  одарил и послал  подкрепление 300  ратников. Передан  царский   подарок Ермаку – две  кольчуги. Подарок  был  кстати. Ермак одевал обе  кольчуги вместе. Не снимал их ни днём, ни  ночью. Атаманы  гибли один  за  другим.

6 августа 1585 г. погиб и сам Ермак. На спящих казаков (отряд был 50 человек) напал Кучум и истребил почти весь отряд. Раненый  Ермак в тяжелом  обмундировании (весившим около 30 кг)  утонул в реке Иртыш. Память о Ермаке живёт в русском народе в легендах и преданиях.

«Старый уральский завод» (холст, масло). Художник из Свердловска Е. Мосин рассказывает о развитии тяжелой промышленности на Урале. События относят нас к ХVIII веку. Промышленники Демидовы и Строгановы по берегам малых рек строят металлургические заводы, добывая полезные ископаемые в недрах Уральских гор. На переднем плане изображен большой пруд, это запружена река Утка. На фоне Уральских гор, в центре, небольшой завод черной металлургии с доменной печью и корпусами, за территорией завода – справа – рабочий поселок. Слева от доменной печи – кучи железной руды, добытые в карьере. Синее небо и низкие облака говорят о высоте и величии Уральских гор.

Привлекает необычностью картина «Ростов Великий» (картон, масло) художника В.  Кокурина, которая относится к владимирской школе живописи, возникшей на рубеже 1950-60-х годов XX века, и противостоявшей официальному искусству тех лет. Полотна художников отличались яркой декоративностью, звучным цветом, густым, насыщенным мазком. Были случаи, когда кураторы снимали его работы накануне выставки. Но, невзирая ни на какие жизненные перипетии, художник не изменял своей палитре, сохранив свою самобытность. Сегодня эта школа живописи по праву занимает достойное место в истории изобразительного искусства.

 С. Гирко. Это имя дорого и значимо для города Краснокамска. Один из самых интересных художников Пермского края, художник особой стилистики в творчестве, оставивший большое художественное наследие. По мнению коллег и специалистов, живописью можно называть даже его рисунки, выполненные карандашом.  В художественной коллекции хранятся 56 произведений, холстов и рисунков. В постоянной экспозиции представлены два натюрморта, которые относятся к раннему периоду творчества художника.

Пермский художник И. Осипов в своей картине «Зима 1943 года» (холст, масло) напоминает о непростых годах жизни в период Великой  Отечественной войны. История, рассказанная художником И. Осиповым, еще одна драматическая страница истории России.

Художник-график, иллюстратор книги О. Коровин своей гравюрой «Встреча» (картон, гуашь, темпера) рассказывает о печальном событии 14 декабря 1825 года, когда на Сенатской площади Санкт-Петербурга, декабристы выступили против царского правительства. На гравюре изображена последняя встреча А. С. Пушкина с Кюхельбекером, которого отправляют в ссылку в Сибирь.

Достойное место в художественной коллекции картинной галереи занимают акварели К. Собакина – художника большого художественного дарования.

Художник, председатель Пермского отделения Союза художников Р.  Исмагилов оказывал серьезную поддержку И. И. Морозову в его начинании, в сборе художественных произведений для коллекции картинной галереи. В постоянной экспозиции представлены три работы мастера. Сегодня в Пермском крае известна династия художников Исмагиловых.

Уральская природа всегда привлекала художников для пленэра. Такие работы представлены творчеством О. Белорусцевой, выпускницы художественно-графического факультета Нижнетагильского государственного педагогического института (педагог С. А. Костылев).

Яркий представитель российской школы реалистической живописи, высоко оцененный искусствоведами России, Франции, США, художник и педагог С. Костылев из Екатеринбурга. Он достиг высоких результатов в области станковой живописи, закрепив за собой статус большого мастера, умеющего работать во всех жанрах.

Уральский колорит коллекции придают работы художников в традиции нижнетагильской школы, а именно: И. Грищенко, В. Бушуев, А. Гнетов создают свой живописный язык, свою красочную палитру, тщательно работают над композицией своих произведений.

Живописец, акварелист, художник книги, Заслуженный художник России О. Коровин передал в фонд картинной галереи три достойных произведения. Экспонируется диптих «Памятник» (бумага, акварель), рассказывающий в увлекательной форме, о героях многих литературных произведений А. С. Пушкина.

Представлены в экспозиции работы художника В. Целищева, одного из первых студийцев И. И. Морозова.

    

 

   

 

        

  

 

 

 

 

Зал декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел

 

В экспозиционном зале представлена богатая коллекция предметов старины и современного декора не только Пермского края. Здесь тульский самовар соседствует с ткацким станком, лаковая миниатюра – с акриловым декором, каслинские «чугунки» мирно уживаются с художественной ковкой, а вышивка – с прялками.

Прикладное творчество – это одухотворение и очеловечивание вещей. Если к вещи просто добавить узор или рисунок, это еще не будет художественным творчеством. Приложение таланта художника к жизненной практике, к производству, создание, а не просто украшение – вот смысл прикладного искусства.

Первейший признак прикладного искусства – его материальный характер. В прикладном искусстве материал играет даже большую роль, чем в архитектуре. Отсюда и деление на виды: керамика, текстиль, резьба по дереву и т.д.

Сколько богатейших декоративных эффектов дает керамисту расплавленная глазурь, образующая красивые размывки и затеки, богатство тона, не уступающие природной красоте слоистого камня! Все зависит от умения сохранить природную целостность камня, суметь вызвать из глубины всю светоносность и силу цвета, подчинив случайную форму геометрически точным граням. Однако человек не только следует природе, но и состязается с ней.

Человек всегда стремился украсить быт. Предметы глубокой старины, какой бы мы ни были национальности на территории России, дают нам представление о доме, как таковом, где жили наши предки, какими красивыми вещами пользовались в быту, как они назывались, что они значили для человека, как они понимали само слово «красота», «гармония». Старые вещи – это не мусор, а память вещей, которая много может рассказать о себе и своем владельце.

Есть такие коллекции, которые позволяют увидеть красоту изделия из металла. Юрий Анатольевич Порошин – краснокамский кузнец, не просто кузнец, а художник, его работы в технике художественной ковки заслуживают самой высокой похвалы, работы  подкупают своей искренностью и художественным смыслом. Они глубокие по содержанию, каждая работа изящна и трогательна, они говорят о любви мастера к красоте, которую он создает из металла.

В картинной галерее есть небольшая коллекция работ художника А. Умпелева. Напольная ваза, статуэтка «Рысь», разработанная им к Олимпиаде 1980 года, ваза «Наутилус». Его керамические изделия – это необыкновенная пластика и чувство цвета. Художник Анатолий Умпелев окончил Ленинградское промышленно-художественное училище им. В. Мухиной, работал над изготовлением моделей на Пермском заводе высоковольтных изоляторов (п. Гайва).

В экспозиции зала декоративно-прикладного искусства представлены работы мастеров лаковой миниатюры В. Щеголева и С. Каменских. Выпускница Холуйского художественного училища С. Каменских передала в фонд картинной галереи одни из лучших своих работ в технике лаковой миниатюры: «Пермский период» и «Аленький цветочек». 

Творчество выпускницы Нижнетагильского художественно-графического института О. Белорусцевой представлено в зале многими изделиями декоративно-прикладного искусства.

Многих посетителей зала ДПИ привлекает стенд с народной вышивкой, достойная коллекция вышитых и тканых изделий в народном стиле. Все очертания узоров подсказаны конструктивной основой полотна, подчинены направлению продольных и поперечных линий. Орнамент образует цветные полосы, выделяющие конструкцию одежды – разрез ворота, оплечья, рукава, край подола.

«Изящным искусством» называют кружевоплетение, шитое иглой из тонкого льна, плетеное кружево из нитей на коклюшках, вязаное кружево из многочисленных узоров на спицах и крючком.

Широко представлена коллекция предметов из местного материала – лозы – двух мастеров лозоплетения Николая Сокура и Сергея Панюкова, которые подарили свои изделия картинной галерее. Эти мастера ежегодно участвуют в Пермских краевых ярмарках, выполняют изделия на заказ, находятся в постоянном поиске новых форм пластических решений и цветовых гармоний.

Сотни умелых художников текстиля, стекла, керамики, металла, дерева, решают все вместе грандиозную задачу преображения быта. Это их умелые руки и горячее чувство прекрасного, зажигают в простых вещах – светлую искру искусства. Они сообщают индустриальным изделиям то тепло и сердечную искренность, которые всегда были присущи лучшим творениям, созданным народами.

    

   

        

 

   
Дата последнего обновления страницы 15.12.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»